Горная прогулка в Татрах.

Татры – часть Карпат. Если вы увидите в Татрах альпиниста, не стоит его так называть. Ведь альпинист ходит по Альпам, а в Татрах татржист (приблизительное произношение с польского на русский), так что могут и обидеться.

В Польше очень модно и престижно совершать горные прогулки. И они очень гордятся своими горами. Ведь сам Ян Павел II ходил по Татрам! Фактически приведя горный туризм в массовое увлечение, в современном виде. Сама история туризма и лыж в Татрах насчитывает около 150 лет, ну а гуралы (горцы) живут там гораздо дольше.

Если вы посреди Варшавы или Торуня увидите человека в горной обуви, не удивляйтесь. Вы даже сможете его увидеть в костюме и званом вечере, и это не будет считаться дурным вкусом. Настолько поляки любят горы. Ну, а помимо всего, горная экипировка очень удобна и практична.

Вот и мы собрались в горы, посмотреть, что же там так пленяет такое количество человек. Правда, экипировались мы частично (жене только ботинки подобрали), а вот я своего размера не нашел. Но мне не привыкать, я и в кроссовках себя уверенно чувствовал. Хотя обувь, после горной прогулки, перешла в раздел носим на даче и на стройке))).

Переезд Минск-Брест-Люблин- Кельц-Краков-Закопане описывать не буду.

Так как мы ехали с друзьями-поляками, мы, используя их опыт, остановились не в брендовом Закопане, а, чуточку не доезжая до него. В Буковице, у пани Марыси, настоящей гуралке. И если я более менее понимаю польский (он похож на белорусский), то гуральское наречие осталось для меня непреодолимой языковой гранью. Ну, в принципе я сильно не старался – друзья поляки переводили. В Буковице за время нашего пребывания нас все устраивало: вкусные завтраки пани Марыси, красивый частный дом, облака светлячков вечером и ночью, чудесный воздух и цены. Дешево. А уровень сервиса превосходен.

По утру мы поехали в биосферный заповедник, в горы одним словом.

Забота о чистоте поражала. Чуть ли не стерильно. Даже кони не мусорят))
polskie koni - Горная прогулка в Татрах.

Подъем начинался с протяженного первого этапа по предгорью. Хотя и начинается уже с 800-900 метров над уровнем моря и продолжается до 1670 метров. Но все это только прелюдия. Мы шли через лес, пронизанный многочисленными горными ручьями.

Дорога постепенно, как бы слегка, но постоянно шла в гору (разумеется)). И хотя мы взяли быстрый темп, так как пройти предстояло много и желательно было успеть преодолеть намеченное до темноты, двигались мы легко. Кристально чистый лесогорный воздух, богатый кислородом, помогал нам. А вода из быстрых, прозрачных и ледяных ручьев освежала и бодрила.

gornyi ruchey zakopane - Горная прогулка в Татрах.
Лес, окруженный горами, будоражил воображение. Корни, камни, деревья причудливой формы казались сказочными персонажами. Показывающиеся горные хребты высились как непреодолимые вершины, как непобедимые великаны. Ну, ну, стоял я позже на одном из них)).

Ближе к первому привалу лес начинал заканчиваться и переходить в кустарник. Начинались сами горы. В Польше, при прогулке в горах, принято здороваться с каждым встречным.
Это древняя традиция, так как в горах зачастую слышишь, как кто-то идет, но не видишь. Да и плохой человек вряд ли здороваться будет. А поздоровался и знаешь, что не медведь навстречу двигается (а их там хватает) и не лихой человек. Вот и говоришь всем «чешчь» ( приблизительно с польского, по-русски « здравствуй»).

Чем ближе к привалу, тем шикарнее открывался вид. Словами передать невозможно эти горы, поросшие местами зелеными кустарниками и разрезанные, будто бы ножом, горными ручьями. Вершины, то скрытые густыми, кружевными, низкими облаками, залитые, ярким солнцем. И вот он первый привал.

prival - Горная прогулка в Татрах.

Мы беспокоились за наших жен, они уже устали, а прошли мы только четверть пути. Друг Кшиштофф прошел, все Польские Татры и был проводником. Так что ему не впервой ходить, карабкаться. Альпинист (ой сори, татржист) он со стажем. Ну, я тоже к трудным пешим переходам привык. Так что ориентировались мы на наших спутниц, если они не смогут идти дальше, придется нам разворачиваться назад. Этот первый привал был единственной точкой возврата. Дальше только вперед. Но открывшийся вид приободрил всех, и мы, немного отдохнув и подкрепившись, двинулись дальше. О чем не жалели ни капли.
tatry - Горная прогулка в Татрах.

В горах, чем дальше, тем больше захватывает дух. От красоты, раскрывающейся перед нами, от пейзажа, достойного кисти великих мастеров. Фактически мы обходили два, расположенных рядом озера, вблизи первой стоянки, но было ощущение, что с каждым шагом оказывались в новой местности, то ручей переходишь, то играешь в прятки в кустарнике, ростом со среднего человека, то выходишь на каменистую полянку. Красота, да и только. Теперь точно знаю что посмотреть в Закопане)

Но вот дорога начала круто подниматься в гору. Мы начали восхождение на хребет. Растительности здесь уже не было, если не считать маленьких кустарников, мха и травы. В основном, декоративно уложенная природой, горная порода. И вот он снег!!!
zakopane sneg - Горная прогулка в Татрах.

Я не могу передать свои ощущения. Середина жаркого июня, а мы в снежки играем. Это, наверное, единственный раз в жизни, когда я был рад снегу, наверное, потому что знал, что скоро он закончится. Вот он и закончился….
podyem zakopane - Горная прогулка в Татрах.
Горы стояли практически стеной. Единственный путь наверх был по, высеченным в породе ступеням. И мы пошли вверх, аккуратно ступая в «ступеньки» и держась за натянутую цепь — по другому удержать равновесие при ходьбе просто нереально. Вниз смотреть не рекомендовалось – высота на крутом склоне могла вызвать головокружение. Когда я смог наконец-то встать ровно и прочно я заснял, то, что смог увидеть.

И вот мы на перевале!!! Наши девушки просто упали на положенные рюкзаки. Ни пить, ни есть, просто отдохнуть. Других мыслей после подъема и быть не может. Но нас не удержать, нам надо больше. Вдвоем мы совершаем небольшой марш на высоту. Благо снаряжение там не понадобилось. Просто элементарная осторожность и равновесие. И вот, я на 2200 метров над уровнем моря. Там даже сотовая связь работала. Ощущение как на вершине мира. Видишь все и даже больше. Вольный ветер треплет волосы, ласкает кожу, относится уважительно, он принимает тебя как победителя – ты достиг вершины, пусть не самой высокой в этих горах, но ты достиг её.

Передохнув, мы пустились дальше. Теперь было гораздо легче – перевал пройден и мы спускались, величаво оглядывая свысока, открывающиеся красоты. Озера, с кристальной водой, в которой нежилась форель. Кустарник, переходящий в лес. Вездесущие ручьи.

Горные озера это отдельная история. Их красоту и чистоту можно восхвалять постоянно, любоваться ими можно бесконечно. У каждого свое, оригинальное имя — Черны став, Морское око и т.д. И в горах на всю эту красоту можно смотреть с различных ракурсов. Сверху, с боку, рядом со всех сторон. Природа на ладони.

И вот он конец нашего горного маршрута. Морское Око. Ощущения от полученного результата ошеломляющие. Мы сделали это! Нам было страшно, трудно, утомительно, но мы добились своего. Мы получили что хотели.
morskoe oko tatry - Горная прогулка в Татрах.

На Морское Око можно попасть и проще. К нему ездит экскурсия из Закопане. Многие там были. Это классический маршрут биосферного заповедника — 7 км от входа, можно и пешком дойти. Но те, кто приходит туда классическим путем, не видит всей красоты, которая открывается с хребта. Мы прошли самым красивым и средним, по трудности, маршрутом. Теперь, бывалые татрщизники, говорят, что мы видели, как выглядят горы.
tatry morskoe oko - Горная прогулка в Татрах.

Польша удивительный край. Впрочем, как каждая страна, везде есть свои достопримечательности.