Вспоминая Тарковского

Мое знакомство с творчеством Тарковского началось с фильма «Солярис» — безусловно, с одного из самых величественных творений режиссера. Это было около 10 лет назад. Естественно, тогда я мало чего понял в фильме, но атмосфера, музыка и картинка, присущие картинам мастера, могут заворожить человека в любом возрасте.

Каждый фильм – четко выстроенная эстетика кадра и вопрос. Я видел его в «Солярисе», видел в «Сталкере», видел в остальных его творениях. Это не вопрос в стиле «Что это за вещь?», скорее вопрос о возвышенном — «Где искать истину?». Он показывает фильмы такими, какими они должны были бы быть, если бы события происходили в реальной жизни. Затянутый темп воспроизведения, длинные монологи, внимание к деталям и четко выделяемые цветовые нюансы – пожалуй, их ждешь даже больше, чем развития сюжетной линии.

stalker film - Вспоминая Тарковского
При просмотре фильма ты как бы замираешь, входишь в состояние медитации. Неважно сколько раз ты смотрел то или иное произведение, после каждого просмотра остается некое послевкусие – тяжелое, но в то же время приятное, осмысленное. Больше всего вспоминается картинка, после которой все яркие краски, присутствующие в новых фильмах, кажутся неправдоподобными. Некоторые новинки кинематографа и вовсе становится невозможно смотреть – все время не отпускает впечатление, что тебе врут, причем нагло и в лицо.

А что же о нем самом?

Режиссером, как таковым, Андрей Тарковский стал лишь во второй половине своей жизни. До этого был востоковедом и работал геологом. Этот факт еще больше укрепляет мою веру в то, что для творчества не существует возрастных ограничений. Почти сразу получает мировую известность – его дипломная короткометражка «Каток и скрипка» в 1961 году получает первую премию на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. В 1962 году успех закрепляет уже полнометражная картина «Иваново детство», получившая множество призов и номинаций, в том числе «Золотого льва» в Венеции. После этого каждая его последующая работа становилась достоянием общественности, принося множество призов и номинаций.
cherno belyi - Вспоминая Тарковского
В этом уже выражается его необычность, как человека. Бывший геолог, ставший величайшим кинематографистом. Его жизнь — еще один сюжет фильма. Поиск истины, если быть точным. В каждом произведении он диктует свои правила, подчас неугодные государственной системе и ее идеологии – некоторые фильмы Тарковского

получились бы, возможно, еще более насыщенными, если бы не все многочисленные запреты общества того времени.

Многие хотели его повторить. В 2002 году, к слову сказать, вышел еще один «Солярис», снятый Стивеном Содербергом. Я сел тогда смотреть этот фильм, надеясь на то, что увижу новый «Солярис» — с красивой компьютерной графикой и голливудскими звездами первого сорта в главных ролях. Но все, что я увидел, это жалкую пародию на «Солярис» Тарковского, больше похожую на какую-то трэш-фантасмогорию с заунывной музыкой и непонятным сюжетом. Это еще один пример того, как человек пытается повторить кого-то, но у него это никак не выходит.
solyaris tarkovskiy - Вспоминая Тарковского

У Тарковского получается привнести в свои фильмы что-то из каждого ответвления творчества: что-то из музыки, что-то из живописи, даже небольшую часть поэзии. Ярый сторонник японской поэзии – хокку, обладающей особой меткостью и точностью деталей. Казалось, он смог перенести ее в свои фильмы.

Я множество раз, просматривая фильмы других режиссеров, начинал думать, что его – другого режиссера, можно назвать даже лучше Тарковского. Например, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера – все знают, как я люблю этот фильм. Но, посмотрев большинство работ Тарковского, я утвердился в одном мнении – других режиссеров можно назвать впечатляющими единожды – буквально за одну их работу, Тарковский же впечатлял каждый раз, когда садился в режиссерское кресло.

Написать ответ